03:14, 5 сентября 2021
К дню знаний мы сделали выдержку из глобальной работы британских исследователей, чтобы рассказать о трех главных трендах будущего образования в университетах во всем мире. Это уже полезно для нас (чтобы понимать, какие сервисы делать в рамках Дирекции дальше, оставаясь в тренде), и, надеемся, будет полезно и для вас. Внутри, например, такие вещи, как проверка работ с помощью искусственного интеллекта и мини-википедия. Расскажем подробнее, как изменятся всем привычные лекции, семинары, учебники и дополнительное обучение
В 2020 году университеты во всём мире (в том числе и наш) строили онлайн-обучение из того, что было. В принципе, проблемы были похожи: не хватало интернет-инфраструктуры, учебных материалов для дистанта, подготовленных специалистов и времени, чтобы перенести курсы в онлайн. Мы писали, как с этим справлялись в УрФУ, но для многих (не таких подготовленных) вузов, принимаемые решения были чистой импровизацией. И чтобы исключить ее в дальнейшем, британская организация по развитию цифровых технологий в высшем образовании Jisc и фонд посевных инвестиций Emerge Education провели любопытное исследование, и сделали не менее любопытные выводы о будущем преподавания в университетах будущего.
К дню знаний мы подготовили выдержку из исследования (вот его текст полностью), чтобы рассказать о трех главных трендах будущего образования. Это уже полезно для нас (чтобы понимать, какие сервисы делать в рамках Дирекции дальше, оставаясь в тренде), и, надеемся, будет полезно и для вас.
Как проводилось исследование
Исследование «От исправлений к форсайту: идеи Jisc и Emerge Education для университетов и стартапов» с подзаголовком «Дорожная карта до 2030 года» основано на интервью более чем с 50 представителями вузов и EdTech-рынка. Целью авторов было выявить идеи для долгосрочной стратегии обучения и преподавания в новых, смешанных форматах.
Всего исследование Jisc и Emerge Education называет три таких области:
Будущее образовательного контента
Контент в данном случае - это учебные материалы, к которым студенты обращаются на лекциях, семинарах или самостоятельно при выполнении заданий. Традиционно это главным образом учебники и собственные тетради.
Что же произойдет с ними до 2030 года по мнению исследователей?
Учебники становятся цифровыми и более интерактивными. Форматы не ограничиваются электронными книгами: в учебные пособия могут быть встроены видео, онлайн-задания для самопроверки, любые ссылки к дополнительным материалам. Естественно, это повлечет за собой проблемы с созданием таких учебников. Вряд ли их будут делать преподаватели.
Второй тренд — включение массовых открытых онлайн-курсов в регулярный учебный процесс. Судя по всему, речь о курсах «со стороны» - с YouTube или разработанных сторонними учебными компаниями. Если преподаватель и руководство кафедры видят в них толк и пользу – вузы будут их использовать в учебном процессе.
Третий тренд — рост качества цифровых учебных программ. Вместо перенесённых в цифру офлайн-ресурсов появляются решения, изначально спроектированные для онлайна, — с разделением на небольшие фрагменты (микрообучение), каждый из которых фокусируется на определенной учебной задаче, с учебной аналитикой, с возможностью персонализировать путь студента по курсу.
Что будет появляться, чтобы решить эти задачи?
Будущее обучающей инфраструктуры: выйти за пределы классических систем обучения
Здесь у нас все, что дает доступ к знаниям в классических университетах: лекции, семинары, домашние задания в виде эссе и тестов, и платформы, на которых всё это соединяется.
Эксперты пишут о том, что существующие классические системы обучения университетов, как правило, используются лишь для хранения контента и выставления оценок, но они не предоставляют студентам возможности сотрудничать, обмениваться материалом, общаться с преподавателем, а педагогам не дают инструментов полезной аналитики. Они вынуждены опираться лишь на свой опыт и знания.
Исходя из этого, главный тренд - поиск новых форматов онлайн-коммуникации в учебном процессе. В дистанционный формат почти без проблем переводят лекции. Но возможны ли и практические онлайн-занятия? Ограничивает эти перспективы недостаток интерактивности в существующих инструментах для дистанционного преподавания.
Ещё один тренд — новые технологии в оценивании. Цифровые инструменты уже позволяют выставлять оценки по результатам тестов с выбором ответа, а исследования в области анализа естественного языка постепенно подходят к точке, когда станет возможна и автоматизированная оценка простых творческих работ. Искусственный интеллект сможет оценивать базовые работы студентов, избавив преподавателей от рутины проверок однотипных задач.
Что будет появляться, чтобы решить эти задачи?
Поддержка: помогут сообщества
В эту категорию исследование относит главным образом поддержку в обучении — когда студентам требуется помощь с заданиями, с практическими работами, консультация по технике обучения.
Один из трендов в области учебной поддержки — появление агрегаторов учебных материалов, созданных студентами. На таких сайтах можно нарисовать собственную схему или составить набор карточек для запоминания, а можно найти материалы других студентов.
Эксперты отмечают, что заканчивается время, когда студенты учились только днем. Многие из них (привычка или работа) готовы получать знания вечером и ночью, и им тоже понадобится помощь, например консультации или ответы на вопросы.
Третий тренд в направлении поддержки связан с помощью в работе над домашними заданиями. Это специализированные предметные порталы, где можно найти пошаговые разборы вопросов из учебника или получить ответ на математическую задачу, просто сфотографировав уравнение. Также это приложения автоматизированной проверки текстов — грамматики, стилистики, правильности цитирования.
Что будет появляться, чтобы решить эти задачи?
Агрегаторы студенческих учебных материалов по отдельным предметам со структурированными образовательными путями, подсказками и нормальной навигацией. Этакая википедия по направлениям и предметам внутри вуза.
Помощь искусственного интеллекта в написании эссе и других письменных заданий. ИИ-платформы для английского языка уже способны давать оценку отдельным элементам текста не только по грамматике, но и по качеству аргументации. Дальнейшее развитие этих сервисов поможет развивать навыки письменного общения — сейчас, по данным исследования, это крупнейший пробел в умениях недавних выпускников.
Платформы и сообщества для взаимной и тьюторской поддержки с видео- и аудиосессиями. Возможность публиковать записанные сессии с субтитрами сделает процесс онлайн-обучения более социальным и инклюзивным.
Принципы цифровизации
В финальной части исследования Jisc и Emerge Education приведены рекомендации для университетов. Университетам эксперты напоминают, что инвестиции в цифровые технологии должны быть постоянными:
Что-то перечитали все это и поняли – вроде бы, мы на правильном пути. А как вам такое видение, согласны с ним?
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: