03:05, 5 сентября 2021
Основатель компании Virgin Galactic, миллиардер Ричард Брэнсон, исполнил детскую мечту. 11 июля 2021 года, 70-летний бизнесмен совершил суборбитальный полет на собственном космоплане Unity. На Земле его ждали дети, внуки, сотни сотрудников компании, тысячи людей, которые купили билеты на следующие полеты на Virgin Galactic и два коллеги-соперника: Джефф Безос и Илон Маск. Тут наш читатель может сказать: «Что им, больше соперничать не в чем?». Так давайте узнаем, зачем американские миллиардеры стремятся в космос и что это может дать нам, простым читателям рассылки Дирекции ИТ УрФУ?
Основатель компании Virgin Galactic, миллиардер Ричард Брэнсон, исполнил детскую мечту. 11 июля 2021 года, 70-летний бизнесмен совершил суборбитальный полет на собственном космоплане Unity. Он поднялся на высоту 86 км, провел несколько минут в невесомости, а затем успешно приземлился. На Земле его ждали дети, внуки, сотни сотрудников компании, тысячи людей, которые купили билеты на следующие полеты на Virgin Galactic и два коллеги-соперника: Джефф Безос и Илон Маск. Основатель Amazon слетал в космос через несколько дней (20 июля), а Илон пока больше занят запуском ввысь своих автомобилей, ракет и других людей. Тем не менее, в американской (а потом и русской Википедии) появилась статья «Соперничество миллиардеров в космосе». Тут наш читатель может сказать: «Что им, больше соперничать не в чем?».
Так давайте узнаем, зачем американские миллиардеры стремятся в космос и что это может дать нам, простым читателям рассылки Дирекции ИТ УрФУ?
Итак, знакомьтесь, три довольно эксцентричных миллиардера, Ричард Брэнсон, Джефф Безос и Илон Маск решили, что на Земле им тесно, и захотели сделать что-то за ее пределами. А как туда попасть? Правильно на ракетах, космических кораблях, космопланах (Илон Маск просил передать, что еще и на батутах). Только у каждого миллиардера своя цель. Один планирует колонизировать Марс, другой - Луну, а третий хочет построить космические отели и развить космический туризм. И конечно, все они хотят осуществить свою детскую мечту – побывать в космосе. Жаль, что они не хотели в детстве стать пожарными – наверное, сейчас над Екатеринбургом не стоял бы такой удушливый смог.
Это реально?
Казалось бы, освоение космоса и космические полеты – удел крупных и мощных государств. Но с момента полета Юрия Гагарина, прошло 60 лет. За это время в освоении космоса появились новые технологии и новые планы освоения космического пространства. Сформировался новый термин под названием «новый космос». Так называют движение, куда входят аэрокосмические компании, работающие независимо от правительства. У них очень много денег, на них работают отличные инженеры, они более гибкие в принятии решений и не связаны бюрократическими правилами.
Каждый из миллиардеров создал свою собственную космическую компании: Безос основал Blue Origin в 2000 году, Маск - SpaceX в 2002 году, а Брэнсон - Virgin Galactic в 2004 году. И именно в 2020-2021 году, когда на Земле бушует эпидемия коронавируса, все эти компании сделали большой шаг по достижению своих целей. Наверное, решили побыстрее убираться отсюда, пока кто-то снова не решил полакомиться каким-нибудь экзотическим животным.
Но нам-то какое дело, скажете вы? Пусть себе летают, воображают себя Гагариными или Армстронгами, и осуществляют детские мечты. Но эксперты говорят, что миллиардеры затеяли все это «жжжж» не просто так.
Илон Маск: полеты во сне и наяву
Про этого парня мы уже писали. Он одержим полетом на Марс и, будьте уверены, когда у него родится очередной сын, он точно назовет его в честь бога войны. А не так, как последнего на сегодняшний момент. Хотя, если внимательно прочитать документацию SpaceX, то станет ясно, что главная цель миллиардера – не Красная планета, как таковая, а межпланетные полеты. А Марс для этого, считает Маск (и Мэтт Деймон из фильма «Марсианин), отлично подходит.
В 2018 году SpaceX запустила в космос сверхтяжелую ракету-носитель Falcon Heavy. Впервые в истории носитель создало не правительство, а частная корпорация. По словам Маска, ракета опережает конкурентов по грузоподъемности и способна возвращаться на Землю после выработки топлива. Казалось бы – сажай туристов и катай вокруг голубого шарика. Но нет. Накануне старта Маск объявил, что для туристических полетов Falcon Heavy непригодна из-за отсутствия посадочного модуля. Следующий шаг состоялся в прошлом году - 30 мая состоялся пилотируемый полет космического корабля Crew Dragon, который успешно вышел на орбиту и состыковался с МКС. Через 10 минут первая часть вернулась на Землю и приземлилась на плавучую платформу в Атлантическом океане. В SpaceX не стали утаивать, что ракета создана, в том числе для доставки «коммерческих астронавтов» на орбиту Земли, МКС или за ее пределы. Но пока все это лишь в разработке.
В январе 2021-го он отправил рекордные 143 небольших космических аппарата, что стало рекордом со времен запуска первого спутника Земли.
Ричард Бренсон: космос для каждого
Вообще-то, госкорпорация «Роскосмос» и компания Space Adventures отправляли людей в космос еще до всех этих ваших миллиардеров. Первый турист, Деннис Тито, полетел на орбиту в 2001 году. По информации из СМИ, это обошлось ему в 20 миллионов долларов. Всего в космосе по этой программе побывали семь космических туристов (один — дважды). Последний полет по программе состоялся в сентябре 2009-го. Естественно, большинство из этих туристов просто хотели посмотреть на Землю с высоты гагаринского полета, а не работать на МКС.
«А так вам просто посмотреть?», - спросил Бренсон, и предложил всем желающим билет в космос по 250 000 долларов (правда, сейчас говорят о цене в 400 000). Деннис Тито кусает локти.
Чтобы вдохновить всех желающих, в первом полете принял участие сам Бренсон. Это, кстати, показало, что для полетов так высоко не нужно обладать прямо уж богатырским здоровьем. На момент бренсоновского «поехали», миллиардеру было 70 лет.
Он провел в невесомости четыре минуты: в США поступок Брэнсона уже назвали историческим подвигом в сфере космического туризма. Вернувшись на Землю, Ричард получил множество просьб от богатых клиентов — мировых звезд и бизнесменов — забронировать им билеты на следующий полет. В числе забронировавших — Анджелина Джоли и Том Хэнкс, которые не первый год ждут окончания испытательных полетов. В начале июля Брэнсон подтвердил, что Илон Маск заплатил депозит, чтобы зарезервировать билет на одном из ближайших рейсов Virgin Galactic.
Разозленный Безос — вернее, его компания Blue Origin — опубликовала в твиттере инфографику, где сравнила два корабля не в пользу Unity и отказалась считать полет Брэнсона космическим, поскольку он не пересекает так называемую линию Кармана, отметку в 100 км, откуда начинается космос. В любом случае, это просто веселые покатушки или у начинания есть шанс? Оказывается, есть.
Вот как это объясняет сооснователь компании «Евросеть», Тимур Артемьев: «Представьте себе, что вам нужно лететь в Сидней. И вам реально нужно провести 20 часов в воздухе, преодолевая сопротивление земной атмосферы. При этом вам нужно нести на себе громадное количество топлива и за последние часы полета это топливо сжечь. Это огромная нагрузка, колоссальная. А теперь представьте себе, что вам нужно взять в два раза больше топлива: не только горючее, но и окислитель. Но все, что вам нужно, это пролететь 100 км вверх, потом пролететь через космос без сопротивления воздуха, буквально за пару часов максимум, и еще 100 км вниз. То есть не 10 тысяч, не 15 тысяч, а 200 километров. И все, и вы на месте. И это дешевле».
В перспективе космические перелеты по методике Бренсона смогут, и правда, значительно сократить перелеты на дальние расстояния. Другое дело, что для этого нужно время. И космодромы у вас под боком. Так и представляем: вышли с работы в обеденный перерыв, доехали до космодрома «Заречный», сели на космический корабль, спланировали в Италии минут через 15, поели пасту, и снова на работу.
Джеф Безос: всего понемногу
Джефф Безос полетел в космос через девять дней после Ричарда Бренсона и, честно говоря, не сильно порадовал тех, кто верил, что глава (на тот момент – уже бывший) Amazon сможет показать что-то экстраординарное. Весь полет напоминал взлет Юрия Гагарина: вот ракета, вот отделяются ступени, вот приземление капсулы с «космонавтами» на землю при помощи парашютов. У того же Бренсона это выглядит изящнее: космопланер набирает скорость и высоту вместе с самолетом-носителем, после чего планирует к матушке-Земле, садясь как обычный самолет. И внутри куда комфортнее, и цены на Blue Origin пока что дороже (около 600 000 долларов за полет).
Также в Blue Origin заявили, что перед вылетом каждый желающий отправиться в космос должен будет доказать, что соответствует определенным характеристикам. В частности, он должен освоить методы передвижения в невесомости, уверенно ходить по неровной поверхности и нести вес, в три раза превышающий его самого.
По одной из версий, Безосом движет простое тщеславие. Как же, друзья-товарищи смогли, а я чем хуже? Даже дату полета он назначил почти вровень с полетом Бренсона, хотя его космический аппарат создавался несколько лет. Другая версия – наполеоновские планы. Джефф Безос хотел бы построить в космосе плавающие космические станции, на которых могли бы разместиться миллиарды людей. Его цель - обеспечить «постоянное присутствие человека» на Луне.
А может быть, это просто заработок ушлого миллиардера. Morgan Stanley прогнозирует, что к 2040 году выручка мировой космической отрасли вырастет втрое: с $350 млрд до $1 трлн. А лидеры определяются сейчас.
Что это значит для нас? Возможно, конкретно для нас – ничего. А вот для наших потомков это может стать толчком к дальнейшему освоению космоса и быстрых путешествий. Сколько парней и девчонок, глядя на осуществленную мечту, сами задумаются о том, чтобы когда-то увидеть Землю с высоты гагаринского полета!
Кстати, два места на ближайших запусках, Бренсон решил разыграть, показав, что космос сейчас — не только для богатых, но и для везучих. Пробуйте!
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: