01:46, 5 сентября 2019
В этом материале, с помощью нашего читателя Александра Горбича, специалиста по организационному развитию Управления стратегического развития и маркетинга, мы хотим рассказать об основных новых средствах передвижения и перечислить их очевидные (и неочевидные плюсы).
Хотя природа одарила человека самым замечательным средством передвижения (читай – ногами), homo sapiens постоянно стремился ускорить свое контролируемое падение (именно так с точки зрения биомеханики выглядит ходьба или бег). И если с автомобилями все понятно, то в последние несколько лет на авансцену ускорения человечества вышли компактные и недорогие транспортные средства, которые бы точно позволили даже Ахиллесу обогнать черепаху.
Некоторые из них могут разгоняться (и разгонять вас) до 90 километров в час, некоторые выглядят как космические кораблики из первых «Звездных войн», но все они уже сейчас меняют привычный нам городской трафик.
В этом материале, с помощью нашего читателя, Александра Горбича, специалиста по организационному развитию Управления стратегического развития и маркетинга, мы хотим рассказать об основных новых средствах передвижения и перечислить их очевидные (и неочевидные плюсы). Похоже, что нам и тут не обойтись без главной фразы к любому движению: «Поехали!».
С чего все началось? Помните про «Сигвеи»?
Уже сложно сказать, когда люди решили, что им хочется передвигаться быстрее, используя при этом небольшие устройства. Первопроходцами принято считать «Сигвеи» - этакие колесницы, но без лошадей. Тут следовало бы написать, что принцип их работы был прост, но это не так. Тут без механиков не разберешься, но, если коротко: электродвигатель и устройство, управляемое телом водителя-пассажира. Вы наклонялись – он ехал быстрее, откидывались назад – тормозил. Куча гироскопических и жидкостных датчиков и прочие штуки, в общем - все непросто.
Наверное, вы помните их – в 2011 году в Екатеринбурге был даже центр проката диковинных устройств, каждое из которых стоило под 300 тысяч рублей. Чтобы вы понимали – на тот момент столько стоил небольшой автомобиль. «Сигвеи» были не очень поворотливы, управлялись с помощью собственного тела и крепкого словца, но могли разогнаться так, что в ГИБДД на полном серьезе хотели приравнять устройства к транспортных средствам и обязать получать какие-никакие, но права на них. И такой опыт есть: например, в Дании «Сигвей» приравнен к мопедам.
И хотя для своего времени «Сигвей» был прорывом, особой популярности, в первоначальном варианте, он не снискал. Аппарат легко опрокидывался вместе с ездоком, поэтому с ним было неудобно преодолевать бордюры и даже пандусы в людных местах. Кроме того, средство передвижения весило до полцентнера, и не каждый мог просто затащить его домой. Про общественный транспорт и говорить не приходится (хотя, какая ирония судьбы – купить средство передвижения, чтобы возить его в другом средстве передвижения). Зато в плане мощности к «Сегвею» вопросов не было – сразу 2 л.с. Неплохо, если нужно вспахать огород! А если серьезно, то в США эти средства передвижения используют полицейские, потому что оно заменяет им…лошадь. Устойчивые, крепкие, надежные «Сигвеи» тоже имеют свои преимущества, но не для обычного пользователя.
Ну и главное, что надо знать. 27 сентября 2010 года 62-летний миллионер Джими Хеселден, владелец компании Segway, погиб во время поездки на Segway. Он не справился с управлением и сорвался с обрыва в реку Варф. Бывает.
А что сейчас?
Сегодня все предпочитают ездить на трех видах средств передвижения – это гироскутеры, моноколесо и электросамокаты. Нет, ну можно вспомнить и электровелосипед, но он не так распространен. Разберемся с каждым из них подробнее.
Гироскутер (самобалансируемый скутер англ. Gyroscooter) — личное электрическое транспортное средство, выполненное в форме поперечной планки с двумя колесами по бокам. По сути, облегченный «Сигвей» без рулевого столба, этакий скейтборд с электродвигателями.
Почему вы не падаете с него? Внутри установлены гироскопические датчики для самобалансировки и поддержания горизонтального положения площадки для ног. Вперед наклонились – ускорились, назад – притормозили. Хорошо качает пресс, не иначе. Гироскутер тщательно отслеживает изменения положения вашего тела, чтобы вы не свалились с него. Но, как вы можете понять, люди умудряются справится и с этим вызовом, и валятся со средства передвижения.
Внешне устройство имеет очень простую и компактную конструкцию. Его вес обычно не превышает 10 килограмм. Это делает гироскутер не только очень функциональным, но и удобным в переноске и транспортировке. Он без проблем помещается в багажнике автомобиля. Тем не менее, это скорее развлекательный девайс, чем полноценное средство передвижения.
Моноколесо и вовсе выбор экстремалов. Хотя оно меньше и транспортабельнее, и при этом тоже довольно шустро ездит по городу, у него могут быть проблемы с безопасностью. Да и времени на обучение езде понадобится чуть больше, чем у остальных участников нашего рейтинга. Как можно догадаться из названия, это колесо с расположенными по бокам подножками. Они, как правило, складываются для удобства переноса устройства. При перемещении центра тяжести вперед, колесо набирает скорость, назад — тормозит или меняет направление хода. Самое легкое моноколесо весит около 8 кг, а самое тяжелое – в три раза больше. Соответственно, может различаться и максимальная скорость: от 10 до 35 километров в час.
Главное достоинство устройства – оно недорогое, компактное и требует меньше усилий по транспортировке. В остальном же – все зависит от вас. В принципе, могут возникнуть проблемы у старых моделей, когда «колесо» вдруг сталкивалось с препятствием, и водитель на себе познавал прелести гравитации. Поговаривают, что в современных моделях это исправили. Не гравитацию, а скорость реагирования моноколеса на препятствие, чтобы уберечь ездока. В общем, на любителя.
Ну и современный фаворит для покорения городских джунглей – электросамокат. На нем мы остановимся подробнее
Выбираем электросамокат
Помните, когда было время, когда наличие самоката означало то, что ты являешься самым крутым парнем во дворе? Прошли годы, а игрушки перестали быть игрушками после того, как их снабдили электродвигателем.
50 километров в час – это скорость электросамоката на прямой. 50 километров в час – средняя скорость движения автомобиля в пробках Екатеринбурга. Что это значит? Что при плюсовой температуре без осадков, он может заменить автомобиль. Умельцы уже подсчитали, что в среднем стоимость километра на таком устройстве с учетом затрат на покупку и зарядку, составляет 2-4 рубля. А как дела на заправке?
Рассказать о том, как правильно выбрать электросамокат для себя или для ребенка вызывался Александр Горбич, специалист по организационному развитию Управления стратегического развития и маркетинга. Жил бы он в Азии, мы бы сказали, что он на этом деле собаку съел, но в нашем случае все проще – просто Саша хорошо разбирается в этих устройствах и активно их использует.
Чтобы выбрать оптимальный электросамокат , прежде всего необходимо понять основную сферу применения. Для чего он вам нужен? Прогулки по парку/около дома, поездки с детьми, ежедневный транспорт для поездок на работу и мобильного передвижения по городу, экстремальные покатушки по бездорожью? Видели, сколько вариантов? Исходя из них и нужно отталкиваться в своем выборе.
Ключевые характеристики электросамоката
Ключевая характеристика электротранспорта – это дистанция, которую вы можете проехать на одном заряде. Надо понимать, что реальный пробег будет отличаться от заявленного в рекламных проспектах, поскольку расход аккумулятора зависит от множества факторов: стиль езды (резкие ускорения/торможения, либо же преобладает плавность хода), вес устройства, средняя скорость, температура окружающей среды, даже ветер может значительно повлиять. Например, в Xiaomi m365 реальный пробег будет составлять 22 километра при заявленных 30.
Скорость большинства самокатов «из коробки» ограничена 25 км/ч, даже если аппаратно они могут ехать и быстрее при «прошивке» программной части. Этой скорости вполне достаточно для безопасного и оперативного передвижения по городу.
Мощность мотора колеса отвечает за способность забираться в горки и успешно преодолевать препятствия, а также за динамику разгона и максимальную скорость. Как правило для самоката достаточно одного двигателя, но если планируется передвигаться по пересеченной местности, либо перевозить значительный вес более 90 кг, то стоит рассмотреть приобретение полноприводного аппарата.
Классификация
В зависимости от вариантов использования и набора характеристик, электросамокаты условно можно разделить на три класса: базовый, средний, премиум.К базовому классу> можно отнести самокаты, предназначенные для оперативного передвижения по городу. Их можно комбинировать как с общественным транспортом – доехать до станции метро/поезда/остановки автобуса, так и для размеренных прогулок по парку с детьми. Как правило новички начинают знакомство с электро-темой именно с этого класса аппаратов. Они характеризуются
Наиболее яркие представители: Xiaomi m365 / m365 Pro, Ninebot es2/es4
К среднему классу можно отнести более мощные самокаты, но как следствие и более тяжелые. Подходит для тех, кто «вырос» из базового класса и хочет что-то поинтереснее, либо имеет нестандартные требования к проходимости. К этому же классу можно отнести мощные, но при этом бюджетные самокаты, за что, в свою очередь, приходится расплачиваться большим весом конструкции. Характеризуются
Наиболее яркие представители: Speedway mini 4, maxspeed mini 5, speedway 5, Halten rs03, Ultron T11
К премиум классу можно отнести мощные самокаты, характеризующиеся высоким качеством элементов и умеренным весом в сочетании с высокой мощностью. Подходит для тех, кто имеет возможность приобрести качественную вещь для комфортных поездок без необходимости дополнительной доработки. На самокатах этого класса можно ездить быстро, комфортно и безопасно. Характеризуются
Наиболее яркие представители: линейка Dualtron ultra, Thunder, Raptor, Sider и др.
Экономия - это слишком затратно
Экономить» и покупать самые дешевые модели не стоит: все-таки речь идет о вашей безопасности и комфорте. Удешевление элементов приводит к постоянным поломкам, дешёвые, не фирменные элементы питания, прослужат недолго и быстро выйдут из строя. В общем удовольствия от владения подобным аппаратом вы не получите, а вместо этого потратите деньги и время на ремонт и на походы по сервисным центрам. Не рекомендуем рассматривать такие бренды как Kugoo – это настоящая лотерея. Заявленные характеристики не соответствуют реальности: батарея в лучшем случае имеет 2/3 емкости от заявленной, мощность мотор колеса меньше за счёт использования слабого контроллера, низкое качество материала элементов приводит к постоянным поломкам, плохо закреплённые элементы приводят к перетиранию проводов и даже короткому замыканию.
Лайфхаки
Помните про безопасность!
Какой бы класс самокатов вы для себя не выбрали – обязательным является наличие шлема, ведь речь идет о здоровье. Также опционально можно использовать наколенники, налокотники, защиту запястий и прочее - это может стать темой для отдельной статьи, если этот вопрос будет интересен.
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: