01:40, 4 сентября 2019
Вы ведь видели эти разукрашенные машинки, обещающие вам за 8 рублей в минуту драйв, скорость и немного информационных технологий? Сегодня хотим поделиться опытом использования каршеринга в Екатеринбурге (именно так называется подобная практика) и вместе с вами решим – так ли это выгодно на самом деле
Если у вас нету тети, возьмите её напрокат: примерно так звучит девиз тех, кто видит будущее за технологиями тотального съема и шеринга. Не пугайтесь слов – речь про аренду жилья и «разделение собственности» (немного коряво, но именно так можно перевести популярный нынче термин «шеринг» - от английского «делиться»). С каждым годом все больше людей задумываются о том, чтобы превратить «дорогое, долгое, но свое» в «дешевое, быстрое, но чужое». Самый яркий пример – использование чужого автомобиля с вами в роли водителя и пассажира одновременно. Да вы и сами видели эти разукрашенные машинки, обещающие вам за 8 рублей в минуту драйв, скорость и немного информационных технологий.
Сегодня хотим поделиться опытом использования каршеринга в Екатеринбурге (именно так называется подобная практика) и вместе с вами решим – так ли это выгодно на самом деле.
Как появился каршеринг?
Вообще-то сам термин «каршеринг» - это не новояз, и его придумали даже не несколько лет назад. Впервые термин Carsharing (каршеринг, от английского «car» - машина и «sharing» - делиться) появился в 1948 году, когда один из жилищных кооперативов Цюриха решил, что можно зарабатывать и на прокате автомобилей, сдавая их своим жильцам за небольшую плату. Уже тогда речь шла не об аренде транспортного средства на весь день, а об использовании машины тогда, когда это было нужно. Полчаса – пожалуйста, 10 минут – ну, попробуйте… Ключи можно было взять в специальном ящике, что тоже было новшеством.
Правда, эксперимент оказался неудачным – жильцы быстро сломали одну из машин, а еще одну кто-то угнал. Юрий Деточкин одобряет.
Активное развитие каршеринг получил только в конце 1990-х годов благодаря спутниковой навигации GPS и развитию электронных средств защиты. Благодаря новым технологиям, автомобиль легко открывался с помощью кнопки на специальном устройстве. Сейчас все это делает смартфон, а тогда оборудование походило на набор из фильмов про Джеймса Бонда.
Что отличает каршеринг от простой аренды автомобиля?
Тут главное – простота. Чаще всего аренда сопряжена с бумажной волокитой, снятием копии с ваших прав (за границей могут понадобится международные), внесением задатка и прочими «прелестями». При каршеринге вам нужен лишь смартфон с камерой и немного времени при первом использовании.
Как в мире пользуются каршерингом?
Не поверите, не только по прямому назначению. Интересное исследование провели в Японии. Местные каршеринговые сервисы Times24 Co и Orix проверили записи о передвижениях клиентов и узнали, что несколько процентов пользователей арендуют машины, но не двигаются на них с места! А вы говорите – средство передвижения… Они опросили своих клиентов: один из них рассказал, что в арендованной машине можно вздремнуть или поработать. Другой использовал автомобиль, чтобы временно хранить в нём сумки. Ещё один не смог найти место для обеда, поэтому арендовал машину, чтобы поесть. Некоторые признались, что в 2011 году после землетрясения и цунами в Японии, использовали машины каршеринга, чтобы заряжать смартфоны.
А в России?
У нас все проще. В России эта услуга появилась только в 2012 году и только в Москве. Эксперты воротили нос, дескать, для русского человека машина – это и средство передвижения, и роскошь, и статус и даже повод собраться с друзьями. Какой тут каршеринг? Но статистика не врет – в 2018 году пользователи сервиса краткосрочной аренды автомобилей в столице России совершили более 12 млн поездок, что более чем в два раза превышает показатель за весь 2017 год (6,5 млн поездок). В 2019 году только за полгода этот показатель вырос на 30%.
Что хорошего в каршеринге для автомобилистов?
В принципе, если вы пользуетесь автомобилем не очень часто, то они найдутся. Во-первых, решается проблема владения. Нет необходимости заботиться об оформлении и обслуживании транспортного средства. Не нужно заботиться о ремонте, техосмотре, налогах. Про гараж или парковку говорить не будем – это и так понятно. Во-вторых, каршеринг дарит возможность выбора (пока только в Москве, но все же). Водитель получает возможность выбрать из автомобилей разного класса в зависимости от необходимости. Пусть пыль в глаза? Довести большой коллектив? Просто попробовать себя за рулем крутого автомобиля? Да, да и да.
Правда, в России каршеринг – не панацея для тех, кто пока что обходится без автомобиля. Пока что почти все сервисы, предоставляющие подобные услуги, работают в минус, чтобы привлечь людей и накопить большую базу водителей. Чтобы расходы на автомобиль окупились, нужно, чтобы его использовали 8-10 часов в день, а сейчас средняя цифра составляет около 6 часов. Цена также пока что довольно выгодна для россиян. Скажем, житель Москвы платит около 10 рублей за минуту использования автомобиля, а житель Берлина – в два раза больше. Как только сервисы перестанут тратить деньги инвесторов, цена сразу же взлетит.
В новостях то и дело мелькают новости о каких-то списаниях с карты, о проблемах с самими автомобилями и их парковкой. В общем, тут как в уже упоминавшейся песне про тетю «думайте сами, решайте сами». Наше дело рассказать вам о технологии и ее стоимости.
Как им пользоваться?
Действия могут чуть отличаться, но в принципе они похожи и довольно просты.
Перейдем к практике. Что там в Екатеринбурге?
В нашем городе каршеринг появился только в прошлом году, но уже представлен уже тремя компаниями. Мы покопались на их сайтах и нашли самое главное (просто вариантов тарифов несколько, и не хотелось бы забивать статью бесконечными расчётами).
Позже всех в город зашла компания Youdrive, которая привезла с собой небольшие автомобили Smart Fortwo (8 рублей в минуту) и Smart Forfour (9 рублей в минуту). Кстати, Youdrive в Екатеринбурге не предлагает полную страховку по системе КАСКО, то есть, если вы попадете в аварию по своей вине, то и платить за всё это вам. Стоимость аварии может достигать 25 000 рублей. В принципе, маленькие городские автомобильчики – это то, что надо.
Есть и старожилы – «Делимобиль» (крупнейший оператор каршеринга в России), которые предлагают прокатиться на Hyundai Solaris. Машины не самые новые, поэтому их лучше всего тщательнее осматривать перед использованием. Тарифы у компании едины для абсолютно всех городов – это восемь рублей за минуту движения (это в включенной страховкой) и два с половиной рубля в режиме ожидания. Первые двадцать минут ожидания бесплатные. Можно взять машину и подешевле на рубль, но это уже без страховки. Машина на сутки обойдется в 1999 рублей без страховки и на 500 рублей дороже, если хотите использовать КАСКО.
Ну и еще один представитель – челябинская компания URAмобиль. У компании весь автопарк представлен только китайскими автомобилями (Lifan модели x50 с коробками – «автоматами»), таких автомобилей в городе наберется более чем полторы сотни. Стоимость как у коллег – 7 рублей в минуту без страховки, 8 рублей – с покрытием страховых выплат в случае аварии. Из каких-то особенностей можно выделить наличие тарифа «Межгород», который позволит вам совершать поездки от Екатеринбурга до Челябинска и обратно, при этом оставить автомобиль можно на завершающей парковке любого из двух городов.
Помните - все штрафы ГИБДД водителю придется платить самостоятельно!
Как видите, цены и условия пользования похожи. Вот по этой ссылке один из водителей, успевший проверить все три сервиса, оставил свои отзывы о каждом. Получилось, что несмотря на разные машины, сервисы очень похожи.
Это выгодно?
Как мы уже писали выше, все зависит от того, для чего вам нужен автомобиль. Любители сравнений, скажем, считают поездку до аэропорта Кольцово от центра города. Предварительный подсчет показывает около 450 рублей в обе стороны на каршеринге. Такси получится дороже. Но это ночью, когда нет пробок. Если же движение затруднено, цена будет расти. А если пустой бак и вам нужно заехать на заправку? Накиньте еще несколько минут.
Каршеринг однозначно не подходит для поездок длиннее 70 километров, а вот в городе вполне отвечает потребностям горожанина, которому машина нужна несколько раз в месяц.
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: