15:19, 10 октября 2018
Киберспортсмены зарабатывают миллионы долларов - и это уже не новость. И это повод узнать побольше о том, как киберспорт официально признали спортом, за счет чего зарабатывают любители поиграть в компьютерные игры и как стать одним из них. Тем более, что в Дирекции ИТ УрФУ трудится человек, знающий об этом не понаслышке.
Вряд ли вам знакомы такие имена, как Resolur1on, Solo, Ramzes666 и 9pasha. Хотя, и именами-то их не назовешь (на это не способны даже родители, пытающиеся придумать ребенку имя позаковыристее). Это так называемые никнеймы самых богатых киберспортсменов из стран СНГ, под которыми они играют в компьютерные игры. Ой, простите, занимаются киберспортом. Но важно не это, а то, что каждый из них получает за свое увлечение, ставшее профессией, чуть больше миллиона долларов в год (с нынешним курсом доллара сами понимаете, что в рублях это выглядит солидно). И это повод узнать побольше о том, как киберспорт официально признали спортом, за счет чего зарабатывают любители поиграть в компьютерные игры и как стать одним из них.
Стоп, киберспорт и правда стал спортом?
Ага, приставку «кибер» можно смело убирать. Еще в 2016 году Министерство спорта пояснило, что киберспорт соответствует всем правилам обычных видов спорта ( например, «способствовать физическому и интеллектуальному развитию способностей человека, совершенствованию его двигательной активности и формированию здорового образа жизни») и приняло его в свою большую и дружную семью. Не нужно иронизировать насчет «двигательной активности» - некоторые игроки успевают сделать до 300 касаний клавиш за минуту. А насчет чего-то необычного и непонятного: среди официальных видов спорта в России есть такие «популярные», как «якутские национальные прыжки». Напишите, если занимаетесь ими – расскажем и про вас.
А киберспорту популярности не занимать. Так, в середине лета Министерства спорта РФ представило данные о численности занимающихся различными видами спорта. Согласно этой статистике, в России 33 тысячи киберспортсменов, а 16 тысяч из них – девушки. Также в стране есть 6 сертифицированных киберспортивных судей и 18 штатных тренеров-преподавателей. За особые заслуги вполне можно получить звание «мастера спорта» или «заслуженного мастера спорта России».
На самом деле, Россия не стала изобретать паровоз (привет братьям Черепановым), а просто взяла на вооружение то, что признано ведущими странами мира. Для тех киберспорт стал полноценным видом спорта как только стал популярным и массовым. Сейчас в мире насчитывается несколько миллионов игроков, зарабатывающих на киберспорте (еще одно важное уточнение профессии), а трансляции с ведущих соревнований набирают по несколько десятков миллионов просмотров. Для сравнения – последний финал по игре Dota 2 смотрели 60 миллионов человек онлайн, что вошло бы в десятку самых просматриваемых матчей последнего Чемпионата мира по футболу.
Игры, в которые играют люди
Удивительно, что само слово «киберспорт» появилось относительно недавно. Можно сказать, что с тех пор, как широкое распространение получили интернет и онлайн-игры. Да, до этого момента любители постучать по клавиатуре могли собраться на одной площадке, объединить компьютеры в сеть и выяснять, кто лучше стреляет или дерется, но массовость и популярность киберспорту принес быстрый и надежный интернет.
В начале 2000-х появился чемпионат World Cyber Games, «кибеспортивные Олимпийские игры», на которых игроки из разных стран соревновались в шутере (он же «стрелялка») Quake, футбольном симуляторе FIFA, стратегии Starcraft и легендарном Counter-Strike. В конце прошлого десятилетия, независимо друг от друга, вышли онлайн-игры League of Legends и Dota 2, которые стали основными мировыми кибердисциплинами. Производители почуяли, откуда дует ветер и стали вкладывать в развитие киберспорта громадные деньги, тратясь на маркетинг и продвижение. Подпитываемый развитием технологий, наличием свободного времени и быстрым интернетом, киберспорт начал набирать новые и новые армии поклонников и игроков. На сегодняшний день можно назвать несколько самых популярных компьютерных игр, каждая из которых имеет от сотни тысяч до нескольких миллионов поклонников. Именно по ним и проводятся основные турниры. Вкратце о них (если вы киберспортсмен, можете на этом месте не читать):
League of Legends и Dota 2
Самые популярные и самые сложные для понимания обывателем игры. Только прочитайте, как их обозревают комментаторы:
«Vega идет к старому доброму Барону. Vincent против Дробовика! Zanzarah его убивает. Даблкилл! Сейчас или никогда Vega Squadron может оказаться в финале! Vega Squadron забирает башню!». Звучит как магическая пентаграмма, а выглядит еще мощнее. При этом на экранах творится форменный хаос, все мигает, трясется, взрывается и переливается всеми цветами радуги. На первый взгляд, играть очень просто. Нужно выбрать своего персонажа (каждый обладает своим уникальным набором характеристик и умений) и с помощью команды разрушить трон противника. В боях игрокам помогают «миньоны» (боты), которые появляются на карте каждые 30 секунд и направляются в сторону вражеской базы. Если игрока убивают, через некоторое время он возрождается. Матчи обычно длятся не дольше сорока минут, для победы нужно выиграть три из пяти. Но просто только на первый взгляд. Гигантское количество участников, командная тактика, жеребьевка и простая удача делают каждую игру непохожей на другую.
Турниры по Dota 2(смысл игры приблизительно тот же) – самые популярные в мире и прибыльные для спортсменов. Так, в этом году пятеро участников команды-чемпиона на чемпионате мира забрали 11 миллионов долларов. Даже после вычета налогов и оплаты работы тренера и обслуживающего персонала (у топ-команд есть свои психологи и массажисты), каждый участник получил более миллиона долларов. Неплохая мотивация не выгонять ребенка из-за компьютера?
CS:GO
Старый добрый Counter Strike, в который играли еще много лет назад. Задачи все те же – в зависимости от команды, вы должны или установить бомбу или обезвредить тех, кто хочет все взорвать. Объединяетесь в команду, прикрываете друг друга, стреляете и постоянно подпрыгиваете. Самая простая и понятная для стороннего наблюдателя игра, требующая от игроков внимания, отличного знания карт и манеры игры противника.
Hearthstone
Карточная игра по мотивам мира Warcraft. Каждый игрок получает набор карт, каждая карта что-то делает – условно говоря, лечит, калечит или накладывает отрицательные эффекты на соперника. Благодаря тактике, знанию карты и банальному блефу можно выигрывать чемпионаты, победители которых забирают по миллиону долларов. В отличие от предыдущих игр, в Hearthstone можно играть и одному.
При этом есть много очень популярных игр, которые пока не смогли стать успешными с точки зрения киберспорта, — например, любимый россиянами World of Tanks или спортивный футбольный симулятор Fifa. По ним также проводятся соревнования, но они не настолько масштабны и представительны, как в случае с играми, о которых мы рассказали выше.
Как становятся киберспортсменами?
Чаще всего нужен компьютер, терпение (если вам немного лет, то и терпение родителей) и определенные способности. Почти все, как в обычном спорте. А еще реакция, ум и анализ ситуации, уверяет Григорий Речкин, программист отдела разработки и сопровождения корпоративных информационных систем. Он знает о киберспорте не понаслышке – до 2016 года активно принимал участие в соревнованиях по файтингам (как их еще называют – драки, самый известный представитель жанра – Mortal Combat) и достиг неплохих результатов.
Григорий с юности увлекался основами программирования, закончил математико-механический факультет УрФУ и работает программистом в Дирекции уже почти пять лет. Заниматься киберспортом начал в старших классах школы, участвуя в местных турнирах по файтингам. Все было по-взрослому: плата за участие – 50 рублей, победитель, как пела еще группа «Абба», забирает все. При количестве участников в пару десятков человек, игра могла стать источником неплохого заработка. Постепенно увлечение становилось чем-то большим, и сам Григорий вспоминает как игры превратились из обычных развлечений в тренировки.
Получаться начало далеко не сразу, до первой победы прошло несколько лет. За это время выработались необходимые механические навыки, понимание игры. Она превратилась из хаотичного нажимания всех кнопок и фраз "пожалуйста, умри уже" в аналог шахматных партий, когда нет единого алгоритма для победы
Григорий отмечает, что в компьютерных играх, как и в спорте, невероятна важно изучение и понимание соперника: как он двигается, что делает, какие приемы применяет. Это развивает аналитические способности, позволяя не паниковать в игре, а разумно оценить ситуацию и найти из нее выход. В принципе, как и в обычной жизни.
Григорий не стал профессиональным киберспортсменом по ряду причин. Во-первых, большая занятость на работе и отсутствие времени на тренировки. Во-вторых, как он сам признает, киберспорт – это удел молодых, с возрастом скорость реакции падает, что сказывается на результатах. Да и особых денег в файтингах нет.
Крупных турниров я ни разу не выигрывал, но в 2015 выиграл практически все региональные турниры по "Guilty Gear Xrd -SIGN" под ником Rancour. Денег с таких турниров не заработать, призовые все еще собираются со взносов за регистрацию (и добровольных пожертвований в фонд турнира). Чаще всего речь идет о десятках тысяч рублей или о девайсах от спонсоров. Если интересно посмотреть на файтинги - в России рекомендую съездить на Moscow Fighting Arena или Ekaterinburg Fighting Arena, на этих турнирах собираются лучшие игроки со всей России и некоторые иностранцы. За рубежом Evolution (EVO) - самый крупный турнир по файтингам и победа в таком турнире запомнится на годы вперед. Денег, к слову, там тоже особо нет.
Как стать киберспортсменом?
К сожалению (или к счастью) в УрФу нет факультета с таким названием, так что можете продолжать получать фундаментальное образование. Первопроходцем же стал «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма», который за 120 000 рублей в год (данные на 2017 год) обучает будущих покорителей игрового мира. Нужны результаты ЕГЭ по русскому языку и биологии, плюс пройти тест по определению когнитивных способностей и сенсомоторной реакции и спортивное испытание на выбор. Так что и подтягиваться, и бегать на время будущим спортсменам придется. С 3-4 курса начинается самое интересное – студентам преподают такие дисциплины, как менеджмент в киберспорте, организация киберспортивных чемпионатов, теория и методика компьютерного спорта, история киберспорта и спортивно-педагогическое совершенствование.
Итоговое название специальности звучит как «Теория и методика компьютерного спорта», по окончании бакалавриата выдается диплом бакалавра образца «Физическая культура». По информации самого ВУЗа, выпускники работают тренерами и судьями киберспортсменов, или организаторами турниров. И очень востребованы.
За ними подтянулись и другие. Например, «Высшая школа экономики» обучает менеджеров и руководителей, которые хотят зарабатывать на этом виде спорта. Но это уже не самостоятельное, а, скорее, прикладное образование. Цена – 200 000 рублей за курс длиной в полгода. Помимо этого есть немало инициативных кружков и секций на местах.
Киберспорт сегодня – это настоящий тренд. Все больше людей не просто играет в игры, но и занимается этим профессионально. Ему учат, за него платят, а за особые успехи даже присваивают звания. Так что если ваш ребенок вдруг неплохо рубит врагов в капусту на экране, можно задуматься, как этот навык поможет «нарубить» капусты в обычной жизни.
Другие статьи из рассылки Дирекции ИТ в октябре
Остаемся зимовать. ТОП-гаджетов для уральской осени и зимы
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: